Домик в Коломне
1. «Пока сердито требуют журналы». — Пушкин говорит о рецензиях, которыми был встречен выход в свет седьмой главы «Евгения Онегина», в частности о рецензиях Булгарина и Надеждина. Булгарин возмущался тем, что Пушкин по возвращении из-под Арзрума вместо того, чтобы воспевать победы русского оружия, издал новую главу «Онегина». К этим рецензиям Пушкин возвращался в ненапечатанной части предисловия к «Путешествию в Арзрум».
2. Поэты Юга — Ариосто как автор «Неистового Роланда» и Тассо как автор «Освобожденного Иерусалима» — наиболее известных итальянских поэм, писанных октавами.
3. «За ним смотрел степенный Буало». — Александрийский стих в его строгих формах окончательно сложился во Франции в начале XVII века. Представители классицизма не допускали нарушения жестких правил, определявших этот размер. Буало посвятил ему несколько стихов в своем «Искусстве поэзии», где особенно требовал обязательности смысловой и синтаксической паузы на цезуре (после шестого слога). Романтики (В. Гюго и другие) проповедовали свободу и, в частности, нарушали правило Буало о цезуре.
4. «Как резвая покойница Жоко». — В 1825 г. в парижском театре у Сен-Мартенских ворот с необычайным успехом шла мелодрама «Жоко, или Бразильская обезьяна». В роли добродетельной обезьяны, умирающей в конце пьесы, особенным успехом пользовался мимический актер Мазюрье.
5. «Не то тебя покроем телогрейкой». — В журналах 1830 года часто высмеивалось выражение И. Киреевского, употребленное им в обзорной статье о русской литературе: «телогрейка новейшего уныния» (о сентиментальном романтизме).
6. «Иль наглою, безнравственной, мишурной». — Намек на статьи Н. Надеждина в «Вестнике Европы» 1828 — 1830 гг. о «Графе Нулине», о «Полтаве» и о седьмой главе «Евгения Онегина».
7. Коп — содержатель гостиницы и ресторана в Москве.